С начала апреля 2018 года, в соответствии со вступившим в силу Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" жители многоквартирных домов получили право перехода на «прямые договоры» с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании могут принять решение о заключении «прямых договоров» с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ».
Законодатели предусмотрели введение «прямых договоров» для того, чтобы ресурсоснабжающие организации могли получать деньги за услуги, оказанные жителям многоквартирных домов и исключить возможность нецелевого использования, либо вывода денежных средств недобросовестными управляющими компаниями (УК). Действительно, есть регионы, где сегодня собираемость квартплаты в пределах всего 60-70%, и управляющие компании получают деньги на свои расчетные счета, не производя платежи в адрес ресурсоснабжающих организаций.
Важно обратить внимание на то, что большинство граждан, ратующих за «прямые договоры» с РСО, в качестве главного аргумента приводят именно исключение из цепочки платежей недобросовестные УК, желая платить напрямую ресурсоснабжающим организациям, что подразумевает «прямые расчеты». Но не многие знают, что в этих целях в городе Набережные Челны в 2002 году был создан Городской расчетный центр. Это позволило уже в то время использовать схему «прямых расчетов» между жителями и ресурсоснабжающими организациями, поскольку деньги жителей не поступают на расчетные счета управляющих компаний, а напрямую перечисляются расчетным центром поставщикам ресурсов. Эта схема «прямых расчетов» за коммунальные услуги эффективно действует и сегодня при сохранении договорных отношений на поставку ресурсов с жилищными организациями. По итогам 9 месяцев 2019 г. собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги у нас в городе составила 98,7%, а в целом по Республике Татарстан – 98,2%.
Внесенные в Жилищный кодекс изменения позволяют жителям многоквартирных домов заключать «прямые договоры» с поставщиками ресурсов, однако обратите внимание на то, что на практике инициаторами перехода на «прямые договоры» в большинстве случаев являются управляющие компании. Вас это не настораживает? Основным мотивом УК является желание уйти от «лишней», на их взгляд, ответственности: перед жителями - за некачественные коммунальные услуги, а перед ресурсоснабжающими организациями - за оплату за поставленный ресурс (за несобранные с жильцов деньги).
Зачастую управляющие компании инициируют проведение собраний, не раскрывая жителям негативные последствия перехода на «прямые договоры». Поэтому не лишним будет напомнить гражданам, что при заключении «прямых договоров» с жителями, ресурсоснабжающая организация отвечает за качество поставленного ресурса только до внешней стены дома. Это означает, что в случае поступления в квартиру некачественной воды, ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» будет отбирать пробу на границе эксплуатационной ответственности - у стены дома. В случае отсутствия отклонений по качеству в указанной точке – никаких перерасчетов «Челныводоканал» производить не будет. Жителю в таком случае придется разбираться с возникшей проблемой опять же со своей управляющей компанией, а та, скорее всего, сошлется на отсутствие договора с ней на поставку воды и, как следствие, отсутствие оснований для проведения перерасчета, отправив его в организацию, с которой у него заключен договор. По сути жители окажутся заложниками возникших противоречий.
Также законодателями не решен еще один из существенных вопросов – кто же будет отвечать за качество горячей воды в случае, если она готовится с использованием внутридомового оборудования (бойлера)? На сегодняшний день поставщиком является управляющая компания, приобретая для приготовления горячей воды два компонента – холодную воду у ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» и теплоэнергию - у АО «Татэнерго». Но, как уже было отмечено, при переходе на «прямые договоры» указанные РСО будут заключать договоры с жителями исключительно на поставку ресурсов (холодная вода и теплоэнергия) и только до стены дома, исходя из чего, за параметры горячей воды (качество, температура, давление) не будет отвечать ни одна из указанных организаций. Опять же заложниками этой «законодательной неразберихи» будут выступать жители. Вышеуказанная информация, на наш взгляд, в обязательном порядке должна озвучиваться инициаторами собраний, о проведении которых многие жители даже не информированы.
Необходимо отметить такие сопутствующие неудобства для жителей, как увеличение количества платежных документов, которые будут приходить от каждого поставщика
Касаемо взаимоотношений между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, при переходе на «прямые договоры» сохраняется обязанность управляющей компании производить оплату возникающей разницы между объемом ресурса поданного в дом и потребленным жителями, за исключением услуг водоотведения, которые ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» предъявляет управляющим компаниям по сумме индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
При выборе схемы договорных отношений на оказание коммунальных услуг на первое место должны ставиться интересы жителей, для большинства из которых наиболее удобной, на наш взгляд, остается схема предоставления коммунальных услуг добросовестной управляющей компанией. Поэтому челнинцам стоит ответственно подходить к решению вопроса о переходе на "прямые договоры", тщательно взвесить все плюсы и минусы таких изменений.